Меня часто спрашивают – почему я так живо воспринимаю то, что происходит в Еве? «Ведь это всего лишь игра, и когда ты стреляешь по красным крестикам, никому от этого не больно». Мне даже говорят: «ты играла в «контру», таскала наперевес тяжёлый «слон», и стреляла по таким же игрокам из дыма, набрасывалась в Варкрафте на мирные постройки людей, и не переживала, что твои орки, эти движущиеся фигурки на экране, что-то вытворяют непотребное!» А недавно в канале ОЛЬГА РОССИЯ мне даже сказали, что «ты же ешь колбасу, тебе что, коровок не жалко?»
Вот так, скоро дойдёт до того, что если нам «миротворец» - имя, то и мясо есть нельзя, и на машине ездить (ну как же, экология!), и погонять «контру» тоже запретят для избежания выбросов адреналина.
Дорогие мои! Не надо доводить до абсурда! То, как мы, человечество, обращаемся с животными, как мы истязаем их, ужасно! То, как мы, неразумные дети Земли, загаживаем и воды, и почвы, и атмосферу, и околоземное пространство, везде устраиваем помойку, отхожее место – это катастрофично, и кажется, даже необратимо. И то, что всё больше людей уходят от семьи и от социума в мир виртуальных развлечений, и пропадают там навеки, тоже становится не только спасением для неудачников, но и проблемой для общества.
До Евы я не испытывала этой гаммы чувств, мне не было так стыдно за себя и за других игроков. Даже в Тайм Зиро, когда «мары» (мародёры сокращённо) нападали на нас в шахтах, и отбирали «ресы», не было этого чувства. Может быть потому, что эти моменты там сглажены, и поскольку игра наша, произведена и запущена людьми с близким нам менталитетом, там сильнее дух благородства, там многие кланы ведут борьбу против бесчестных «маров», против воровства, против любых проявлений хамства. Порой я вспоминаю TZ и думаю о том, что там многие не стыдились именно благородной игры. Может быть, это происходило оттого, что авторы не толкали столь рьяно именно на PvP.
В первый раз мне стало стыдно за то, что я делаю в игре, когда были загружены на экране «Аллоды-2». Помнится, рыцари какой-то деревни мне давали задание, я бежала в лес, там устраивала геноцид всякой мелочи пузатой, потом приходила в деревню и сдавала квест. И… Вот тут произошло гадкое, о чём мне до сих пор стыдно, но раз уж вспоминаю, то начнём с этого. Я… позарилась на броню тех рыцарей, что мне были союзники. «Вкусные» такие на них вещи были одеты, доспехи мифриловые, и я, недолго думая, как бы случайно мимо проходила – шарахнула ядовитым туманом, потом каменной стеной, потом ещё фаерболом, и хотя мои друзья и попытались защитить свои компьютерные жизни, но ненадолго их хватило. Я их убила, собрала пожитки, и вроде бы всё ничего. Но на душе - осадок. Я предала своих! И умом я понимаю, какая это ерунда, это же всё условность, компьютерные модельки, очередные красные крестики. Но чувство гадливости и стыда никуда не денешь! И вещи, добытые таким путём, кажутся тебе уже не такими приятными и нужными. Приходит осознание, что, поступая пусть даже в игре гадко, я сама убиваю фан от игры, потому что для меня предательство – это противоестественное состояние. Я всегда думала о том, что пусть лучше меня предадут, но не я. Предвижу, как кто-то, читая эти строки, думает – «ну вот, пошёл самопиар, расхвасталась тут». Но почему же мы так стыдимся сказать во всеуслышание, что мы честны, что мы не предаём, что мы верим людям и нам можно верить?
Лирическое отступление: вот тут смотрела новогодние огоньки по телику, и ужаснулась. Известные актёры, певцы, ведущие, изображали взаимное приятие. Вот один поёт, а другие растягивают свои губы… И это улыбка? Телевидение показывает малейшие нюансы, и порой так неприятно, что люди в ящике расхваливают и расшаркиваются друг перед другом, а сами, и это видно по их лицам, терпеть друг друга не могут. Люди носят маски, и маски видно крупным планом. Улыбаются через силу, фальшиво друг друга приветствуют, а глаза у всех либо замученные, либо злые, либо вообще никакие. И то ли так искажает камера, то ли режиссёры остаются в этом бизнесе слепые, то ли уже действительно всем всё равно – но фальшь настолько видна невооружённым глазом, что я могу по пальцам перечислить людей, более-менее живых на голубом экране.
Особенно заметна дурная режиссура при просмотре новостей. Сначала ведущие должны источать бодрость, ибо сейчас они скажут самые важные новости часа, они знают обо всём, их канал самый лучший. Потом с серьёзным восторженным видом идут официальные репортажи, и тут наши дикторы ведут репортаж в трогательной манере. Потом идут вести менее важные, и тут обычно даются самые неприятные новости – авария, катастрофа, война где-то. В зависимости от официальной точки зрения дикторы излучают то спокойствие, то сдержанное негодование. И под конец идёт репортаж для оживляжа, тут нужно улыбаться. Прощаясь, натренированный диктор улыбается немножко устало, но благожелательно. Всё это действует на обывателя, но постепенно ты замечаешь некую схему во всём, и тебе становится не по себе. Нас постоянно программируют, и вырваться из тисков этого информационного прессинга практически невозможно!
Компьютерные игры являются современным жанром искусства, только намного сильнее воздействующего на тебя, чем кино или телевидение. Ведь в кино на нас действует смысловой, визуальный и звуковой ряд, но при этом наши руки заняты попкорном, мы можем отвлечься, куда-то выйти. В игре мы уже сейчас задействованы более интенсивно, нас вовлекают в игрище разными приёмами, мы не можем оторваться от игры, нам приходится быстро принимать решения, мы ускоряем движение своего мозга. Скоро наши мышки будут чувствовать усилие, не удивлюсь, если в игре будут подключать наши мышцы, другие органы чувств, что во время путешествие по канализации будет пахнуть канализацией, и когда мы будем ощупывать шершавую стенку, на ладони будет передаваться сигнал «шершавое». К этому всё идёт. И мы постепенно становимся активными участниками смоделированного чьей-то душой и чьим-то разумом действия. При этом, если авторы игры без улыбки, если они сами по себе, несмотря на художественные и иные скиллы обладают негативным настроем, безнравственны, не любят людей, а любят только деньги, всё это уходит в произведение, с которым потом мы столкнёмся, которое будет нас порабощать незаметно, и оказывать страшное влияние на нашу душу и на наш организм, вплоть до программирования дальнейшей жизни, влияния на подсознание, изменение судьбы и генетического ряда.
Неоднократно мне приходилось читать в компьютерных журналах о политиках, которые пиарятся за счёт компании против секса и насилия в компьютерных играх. При этом есть там и рейтинги, «До 16 лет или старше», есть там и налёт искусственности скандалов. Если подросток пришёл в школу и расстрелял своих одноклассников, это не просто так, тут срочно ищут компьютерную игру, в которую он играл. Нам, геймерам, зачастую неприятна эта возникающая только из конъюнктурных соображений возня. Но, отбрасывая всё наносное, всё фальшивое в этих компаниях, стоит заметить просто по себе, что изменения с нами во время постоянных игрищ всё-таки происходят, и они не исчерпываются головной болью, ухудшением зрения или плохой осанкой.
Всё чаще в игре нам приходится решать нравственные проблемы. Вот ещё не играла в «Ведьмака», только читала, но уже на основе прочитанного отчётливо понимаю, что там любое решение влечёт далеко не очевидные последствия как на тебе, так и на игре. При этом отыгрывать «хорошую» линию всё сложнее, не всё так очевидно. Вы скажете, да ладно тебе, зачем тебе играть именно «хорошую» роль, ведь это театр, лицедейство… У меня совсем уж странный ответ на это – вот тут проводили опыты на коровках, всё тех же коровках. Включали им музыку Моцарта, Россини, Баха, и включали им современный тяжёлый рок. От классики коровки увеличивали надои и заметно прибавляли, а от металла хирели коровки-то, болели, чахли даже. Так же и наши роли, что мы играем – если мы «хорошие», это гармонизирует нашу жизнь, а если мы отыгрываем персонажи, несущие разрушение и насилие над другими живыми личностями, это губит нашу душу, уж извините за такую простую мысль, вполне достойную для воскресной проповеди.
Или вот ещё о влиянии игр на сознание. В игре «Фаллаут» так же много таких вот решений, когда начинаешь чувствовать себя не в ладах со своей совестью. Мне тут говорят: «ну ты рехнулась, мать, что уж ты так сильно к сердцу принимаешь всё!». Но я считаю – играть надо, вникая в чуть, «зря в корень», вживаясь в образ, нужно постичь глубинный замысел автора. Мне вообще в «фаллауте» нравилась и атмосфера, и многие диалоги, выдающие даже какие-то этические наслоения эпохи. Но вот сейчас я скажу о таком моменте. Там есть фанатики во втором «Фале», ходят в малиновых капюшонах. И вот у меня задача на устранение этого их главного, он в церкви что-то там вещал. И я поговорила с ним, (я, это мой компьютерный персонаж конечно), потом подложила мину за его спиной, зарядила и ушла. Взрыв, грохот, противник лежит, а мне… стыдно. Если бы была перестрелка, честная схватка, куда ни шло. А вот так, исподтишка… Как-то это подло, не по-нашему всё. Мне трудно объяснить это, но в играх нам слишком часто приходиться заниматься тем, что против нашей души.
Вот если вы играли 24 часа в сутки, то вы меня поймёте, когда идёшь по улице, а перед глазами игра. То ты наиграешься в стрелялку, и озираешься по окнам, выискивашь глазами снайпера, то это гонки, и ты садишься за руль, и мчишься, как бешеная. Вот тут наигралась пару дней в ГТА Сан-Андреас, настолько привыкла там всех подрезать, сшибать урны, гнать на красный, вылетать на тротуар, с огромной скоростью проноситься по городу. И… села за руль, скорость бешеная, мелькают светофоры…. Ну сами понимаете, если у тебя в мозгу создался какой-то образ твоих действий, то и это может переходить в явь. Я не буду рассказывать о встречах с гаишниками, сами понимаете, что они были, хорошо ещё, что всё хорошо закончилось. Но этот образ, как мы гоним с такой же скоростью, как в игре, уже записался, можно сказать, отложился на долгое время.
Вот тут посмотрела репортаж в день гражданской авиации о том, что на тренажёрах будущие лётчики осваивают сложное искусство взлёта и посадки. Как сказали, можно настолько довести на тренажёрах до автоматизма этот навык, что потом сразу лететь. А что же тогда компьютерные игры? Это тренажёры, на которых мы отрабатываем какие-то навыки. И как вы думаете, что у нас отрабатывают игры типа Manhaunt, Hitman, Postal? А ведь это всего лишь синглы!
Когда начинается он-лайн игра, мы имеем дело с реальными людьми, их эмоциями, их настроением. И в игре всё чаще вижу, что мы не просто играем. Мы чувствуем друг к другу ненависть и дружбу, желание помочь и сопереживание, мы вливаемся в коллектив и становимся его изгоями или верными членами. Игра ломает нас, она подминает наше сознание, и мало кто способен понять степень её влияния на нашу жизнь.
Я не сразу столкнулась с этой проблемой. Вот тут почитала литературу разную, попыталась осмыслить мои действия и впечатления. И я всё больше склоняюсь к теории разумного эгоизма. Нет, не альтруизм, ни в коем случае! Да, мне хочется постоянно дарить, получать просто удовольствие от игры, создавать настроение и себе и другим, но … без поддержки таких же возвышенных людей альтруизм разрушает так же, как и закоснелый эгоизм. Альтруизм я понимаю как постоянное одностороннее дарение себя, своих финансов, своих усилий окружающим (в хорошем смысле этого слова). Но при этом окружающие тебя люди порой только впитывают, проезжаются на твоих благих начинаниях, не отдавая обратно ни света, ни дружбы, ни любви. И тогда ты истощаешься и… гаснешь. Почему-то когда я думаю об альтруистах, я вспоминаю Дон Кихота и его борьбу с мельницами, как он освободил каторжников, а те его камнями закидали.
Беспросветный эгоист, это, наверное, тот, кто всё подгребает под себя, не сообразуясь (начиталась Толстого, извините уж за сленг), с намерениями и желаниями окружающих. Такой эгоист, в конце концов, тоже «над златом чахнет» (Пушкин «Скупой рыцарь») и погибает в одиночестве.
Теорию разумного эгоизма я воспринимаю так – если мнес нравственных позиций что-то неприятно делать, то я, как счастливый человек, и не должна это делать. Мне больше всего неприятна чужая боль. Вот однажды, когда мы были в одной деревне, я видела такую картинку – на одном из участков к столбу привязана раненая ворона. Окровавленная птица привязана к ноге, она пыталась улететь, и страшно при этом каркала. А тётенька, очевидно, хозяйка этого земельного участка, подходила к этой вороне и била её палкой, от чего ворона дёргалась и снова делала попытку взлететь. Я шла мимо, увидела это и пыталась заступиться за бедную птицу, кричу через забор: «зачем вы мучаете её!?» На что хозяйка мне сказала, что она так делает, чтобы другие вороны сюда не летали и не клевали на грядках. Это дикое зрелище меня порясло! В 21-м веке, когда «космические корабли бороздят просторы космоса», когда мы должны вроде быть цивилизованными, стоит на нашей земле тётка и лупит по бедной птице палкой, та кричит, эта тётка ещё и потешается, вот мол, ходит тут какая-то, птицу жалеет… Не знаю, как вам, а мне бывает не по себе, среди каких людей мы живём. Думаешь, вот и тебя однажды привяжут за ногу и будут так палкой бить, и никто-то тебе не поможет! О том, что нас всех ожидает, что мы когда-то состаримся, и нас как старых ворон, так же будут охаживать по бокам молодые, сильные, как-то думать даже не хочется. Тот, кто радуется чужой боли, наверное ещё свою чашу боли не попробовал.
В Еве всякий раз, когда убивают малыша-нуба, когда убивают яйцо, когда поймают в сеть и медленно, приговаривая в локале «сейчас сейчас... сейчас я с тебя шкурку буду сдирать», поступают так же, как эта тётка с вороной. И у меня внутри всё переворачивается от чувства страшной несправедливости, что творится вроде бы в игре, но на самом деле это творится у нас в душах. Меня коробит от сознания, что мы люди, можем испытывать удовольствие, видя страдания таких же, как мы, людей. Где бы это не происходило, в игре или в реале, это аморально, это преступно, это нарушает внутреннюю гармонию и уничтожает каждого, кто так себя ведёт, и даже каждого, кто просто наблюдает это изуверство.
А что у нас происходит в так называемой популярной литературе! Вот тут почитала фантастику, серию Фомичёва «Пусть бог не вмешивается», «Всеми правдами и неправдами», «Правила чужой игры» и так далее, там восемь томов. Меня больше всего добило, как автор смакует процесс истязаний, как положительный персонаж, мачо, супергерой, странник по параллельным мирам, изощрённо пытает своих противников. Очевидно для него другие люди тоже лишь расходный материал, компьютерные противники, просто «минуса». При этом у этих пыток есть оправдание всегда. Вот он (Артур) пытает разбойника, режет его, потом сажает на муравейник, подавляет, чтобы выпытать данные о банде. Вот герой пытает уже другого, потом… жестоко насилует женщину (графиня Карина), потом … расчленяет ещё человека (её слуга), потом устраивает массовую резню монахов, потом отрубает головы, потом всего лишь пытает ребёнка, ломая ему руки... При этом читателю постоянно внушается мысль, что в военное время пытки допустимы, что для достижения результата «хорошие парни» не должны гнушаться никакими зверствами и издевательствами…Ничего себе, популярная фантастика!(
Может быть, поэтому мы привыкаем, что в нашем обществе насилие над личностью всегда превалирует над правами личности. Потому что для любого насилия всегда находится кто-то, кто будет это насилие оправдывать, в жизни или в компьютерной игре.
Вот тут утром в воскресенье посмотрела передачу для солдат, где по военному чётко и радостно рассказывают о подготовке наших спецназовцев. И бодрый солдатик на вопрос корреспондента, как же вы будете получать секретную информацию, говорит следующее «да нас тут обучили выбивать из пленных сведения, стоит только напильником по зубам провести». И ЭТО рассказывают всей стране! Слушайте, я что, с Луны свалилась, и у нас уже так принято везде??? Неужели никто уже не понимает, как нам нужно друг друга жалеть, прощать, любить, ведь мы все страдающие, все мы смертные, все мы люди – братья, сёстры, все мы – одно племя, человечество…
Исходя из теории разумного эгоизма, лучше никогда не делать с другими людьми то, что тебе самой претит, что возмущает тебя до глубины души… Чужая боль, вот что страшно и больно! Это боль стариков, которые медленно угасают в домах престарелых, а их кормят там отбросами (как-то я пробовала суп, что им давали, это такая гадость, меня чуть не вырвало!). Это боль детей, которых никто не любит, и они брошенные слоняются по улицам. Это боль каждого человека, который мечется по жизни, озлоблен, глаза которого уже превратились в два пулемёта ненависти, которые строчат из амбразур под нависшими бровями. Единственная реакция, чтобы защититься, признание нашей неспособности что-то изменить, нашего бессилия, реакция – выработка эдакого профессионального равнодушия, каким отличаются патологоанатомы. Но я не хочу быть равнодушной, ведь равнодушие – это окукливание, смерть твоей души.
Я высказала свои мысли на форуме, мысль то простая – не надо делать больно другим людям, это неприятно и тебе и им. Не надо вендетт, не надо устраивать публичных избиений, не надо проповеди ненависти между людьми. Даже в условиях, когда в погоне за прибылями игру создают люди, далёкие от гуманизма, которые с помощью односторонней, куцей, нищей по идейному содержанию, кастрированной, лишённой гуманизма игровой механики натравливают игроков друг на друга мы можем оставаться людьми благородными. Мы можем играть, не опускаясь до звериного облика! Вот в чём главная мысль о мире и об исполнении кодекса честной игры в Еве. И я встречаю сопротивление, при этом каждый человек, кто против этой идеи, начинает что-то там выискивать во мне, как будто я не имею права так заявлять.
Мне часто говорят, что я пришла в чужой монастырь со своим уставом, что это военная игра, что тут главное – это насилие людей над людьми, и пусть выживет сильнейший, кто большее количество кораблей, подов, игроков изнасиловал и убил. Но где тут записано, что это именно военная игра? Где сказано, что ты обязан убивать слабых, что ты обязан подать, воровать, хамить друг другу в каналах? Да, к этому тебя подталкивают, но выбор – бить или не бить яйцо, простить или не простить живого игрока, украсть или не красть, нападать или не нападать, всё равно за тобой, игрок. Да, 100 процентов игроков, или не 100, но что-то около того, будут осуждать мои слова. Ведь военная истерия, пытки, издевательства друг над другом, взаимное пожирание въелись в наши мозги так крепко!
Мне часто говорят, что я неправа потому, что за мной мало людей, а большинство против идеи мира и сопереживания друг другу в боли. И тут я почему-то вспоминаю «Бориса Годунова» А.С. Пушкина. Почему Годунова народ избрал? Чтобы избежать смуты, народ пошёл на то, что забыл об ужаснейшем злодеянии, убийстве ребёнка, царевича Дмитрия. Почему потом народ шесть лет был недоволен, напряжён, и кончилось ещё более великой смутой? Потому что несмотря на выборы и на дальнейшую праведность это всего лишь одно злодеяние Годунова не простили, и даже шесть лет спокойной жизни не дали искупления, ведь за это злодеяние, убийство младенца, всё равно должна была прийти кара, расплата. Однако получается, что, выбирая Годунова на царство ради мелкой корысти, ради спокойствия, фактически оправдывая преступление, народ в произведении Пушкина так же совершает преступление, за которое и народу так же будет расплата – массовая смута, убийства, сожжение и уничтожение всего, что так дорого многим людям.
Всегда ли право большинство? Помните, как в опере «Борис Годунов» юродивый поёт: «вели убить и меня, как ты убил царевича Дмитрия» (текст привожу по памяти, не дословно).
Да, многие слепо подчинились игровой механике, многие пока против мира в силу душевной незрелости и инертности воли. И будут тут убивать младенцев-нубов, и будут сводить счёты с беззащитными подами, и будут тут красть и подличать, ибо это игра, и неважно, что там, в реале, тут люди пусть отрываются на всю катушку.
Да, бывает такая ситуация, когда ты остаёшься в одиночестве, одна и против большинства. Джордано Бруно был прав, и Земля действительно вращается вокруг Солнца, но кто из тех людей, что собрались на площади, где его сжигали, понимал это? Пусть через 500 лет глава Ватикана произнёс слова покаяния, но ведь человека нет, как нет и тех, кто был тогда этим большинством палачей. И Галилео был прав, восклицая по преданию «и всё-таки она вертится!», хотя перед этим на него обрушили пытки и издевательства инквизиторы. Вы считаете, что я перегибаю палку? Почитайте форумы. В чём меня только не обвинили за то, что я просто высказала свои мысли…
Я уверена, что ничто не проходит бесследно. Каждое событие нашей жизни, реальной или виртуальной, отражается на нас. Ведь нашему организму, нашей душе, нашей воле не докажешь, что ты делал это не в реале. Всё равно мы запоминаем результаты наших поступков, и они потом ещё нам отзовутся, так или иначе! Я прошу вас просто об этом подумать. Вспомните, было ли так в вашей жизни, как у меня, проявлялась ли ваша виртуальная жизнь в реале. Попробуйте вести себя благородно, хотя бы в игре. Вы думаете, что это никак не отразится на вас? А вы попробуйте! И если будет что ответить мне, расскажите свою историю. И посмотрим, когда и где прорвалась граница между реалом и виртуальной жизнью.
|